18 ноября, Ленинградский вокзал. Поезд 288ЧА. Отправление в 1:09. 4 вагон, 44 место
На перроне мороз, а в вагоне приятная теплота! Захожу.
Первое, что бросается в глаза и сопровождает меня всю поездку, это 26-27-28-29 полки. Потому что на этих местах сегодня едут…контрабасы!
И на верхних и на нижних полках лежат они, будто огромные толстяки, как спящие человеческие фигуры в темных пальто.
С большим удовольствием лежу на своей полке, читаю книгу. И немного подслушиваю.
Из разговоров музыкантов (пять молодых музыкантов едут в соседнем отсеке):
-Я предлагаю понизить Арсения до четвертой партии!
-Что бы ты хотел сыграть?
-Шахарезаду.
-А я бы что-нибудь русское народное. Это будет очень круто звучать на контрабасе!
-Нам бы композитора найти…
-Вот смотри, в Мариинке куча стариков. Вот ты готов всю жизнь десять балетов играть?
Они слушают на телефоне какие-то музыкальные фрагменты, напевают и обсуждают их бесконечно. Под эту музыкальную болтовню засыпаю…
утро, суббота
8:11. Один из нижних контрабасов с грохотом падает. Подъезжаем…
После завтрака сажусь в метро. Еду до станции “Крестовский остров”. Иду мимо аттракционов, потом через мост и попадаю на почти пустынный Елагин остров. По дороге попадаются редкие бегуны и родители с детьми в колясках.
Я иду мимо уток и белок, мимо графичных деревьев, мимо флигеля фрейлин, глядя на луг и пруды, брожу петлями по дорожкам, изучаю.
Греюсь в бывшей оранжерее, фотографирую дворец и конюшенный корпус, куда потом покупаю билет на все выставки, чтобы окончательно согреться и отдохнуть от улицы.
Погружаюсь в творчество Росси и кинематографическую историю Елагина дворца. На стенде вижу крупную фотографию, кадр из фильма “Небесный тихоход”. Во время песни “Первым делом, первым делом самолеты…” Николай Крючков идет по дорожке и поет, а на фоне как раз Елагинский дворец. Я спрашиваю у смотрительницы, почему перед дворцом пруд. А она отвечает, что снимали с другого острова и в кадр попадает канал. Интересно.
Выйдя на улицу, слышу музыку и вижу танцы. Играет духовой оркестр, под который танцуют пожилые люди. Видно, что им очень хорошо. У них какая-то своя довольно большая компания типа клуба.
Музыканты стоят в колоннаде конюшенного корпуса и играют музыку в основном военных лет. Ощущение, как на 9 мая. Только для них это регулярная практика, каждые выходные они приходят сюда, танцуют и поют вместе. Дедушки травят байки. Бабушки смеются. А потом танцы продолжаются. И это несмотря на погоду. В финале бабушки выстраиваются в шеренгу и маршируют по кругу. Видимо этот заключительный марш – это их последний ритуал. Преклоняюсь перед ними. И рисую оркестр.
Хочу увидеть своими глазами место съемки, которое я нашла на фотографии. И иду через мост на Каменный остров. Поворачиваю налево и вижу тот самый ракурс. Почти ничего не поменялось. Разворачиваюсь и иду мимо театра дальше, по мостикам мимо рыбаков и лодок и оказываюсь на маленьком длинном острове, в конце которого стоит девушка с веслом. Полный сюрприз. Не знала, что она тут меня ждет.
К девушке довольно часто подходят и фотографируются. Постоят немножко и обратно. А потом приехал велосипедист. И угостил меня горячим облепиховым чаем с медом. И поделился шоколадом. Ну вот теперь надо точно девушку с веслом нарисовать. Если я даже чаем согрелась!
Телефон на холоде выключился. И я иду как-то по интуиции вперед. Пока иду и пытаюсь его реанимировать, понимаю, что до метро еще прилично идти. Темнеет.
Еще какой-то мост… и я попадаю на Петроградку. И наконец-то метро!
19 ноября, воскресенье
После воркшопа рисую во дворе Толстовского дома.
Заботливый охранник спрашивает:
-Девушка, а у вас попа не замерзла?
-Нет, у меня пенка!
Я очень люблю все спонтанное. Встречи, места, люди – как приятно неожиданно кого-то встретить или случайно узнать, что неподалеку как раз сегодня интересное мероприятие.
Оказывается в баре “Dead poets” (название уже хорошее) актер Александр Клюквин, будет читать “Мастера и Маргариту”. Почему бы не пойти? Не очень представляю, что это за актер такой известный. Ну вот как раз и разберусь.
За полчаса до начала остается пару свободных мест на лавках в последнем ряду. Приглушенное освещение и горят свечи. Мне уже нравится. А так как делать до начала все равно нечего, то начинаю рисовать. Ощущение, что сейчас произойдет что-то значительное.
Александр Клюквин охотно отвечает на множество вопросов, которые задает публика. Вопросы-ответы и шутки идут нон-стоп часа полтора.
Его очень интересно слушать. Много вопросов про озвучивание фильмов и мультфильмов. Рассказывает без пафоса, как трудится с утра до ночи. Постоянно с присказкой “да, ипотеку надо платить”. Зачитал вслух текст, который отказался записывать. Но сохранил на память. Жуткий текст в стиле “юмор”. Пахабный юмор.
Немного его прямой речи на память:
-Представляете, какой кайф работать с Де Ниро? Только он об этом не знал. Но я-то знал!
-Я ненавижу пьесы Чехова. Люди так не разговаривают! Откуда он это взял?
о Гоголе:
-Из Гоголя нельзя выкинуть ни слова. Получится фигня какая-то… Это человек, который писал словами, как некоторые пишут музыку.
ответы на вопросы из зала:
-Если ты без этого жить не можешь – плюнь на все и иди!
-Бояться непродуктивно (эта фраза мне особенно запала)
-Трудно первые 35-40 лет. А потом идет-идет само…
– Ваша любимая книга?
– Коваль. “Суер-выер”
После того, как была прочитана первая глава “Мастера и Маргариты”, я смотрю на время. Остается ровно час до отправления поезда. Идеально.
Я машу рукой на прощание новой знакомой Ангелине и выхожу на улицу в сторону Московского вокзала.
Поезд 127АА. Отправление в 21:24, 2 вагон, 44 место
Мои соседи – молодые молчаливые испанцы из Кантабрии.
Пью чай и ложусь спать.
утро. Прибытие на Ленинградский вокзал. 4:51
Пока я чистила зубы и неспешно съела мандарин на вокзале, открыли метро. И я, вместе с толпой, зашла на Комсомольскую, откуда по прямой ветке приехала домой. Выспаться у меня не получилось, потому что моя дочь заболела и не пошла в детский сад. Но это уже другая история…